- Петропавловский собор - https://soborpp.ru -

Как сохранить семью, как не потерять наших детей?

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского делегация Пермской епархии приняла участие в XXIX Международных Образовательных чтениях, которые прошли в Москве с 16 по 19 мая 2021 года. Среди Пермской делегации, от нашего храма, был помощник настоятеля по образованию Ветчинкин Д.В.

При сравнительно небольшом количестве участников (сказались, наверное, и пандемия, и необыкновенно жаркая для мая погода) были яркие выступления на очень актуальные темы: как сохранить семью, как не потерять наших детей на фоне мощного информационного прессинга, деструктивно влияющего на их умы, сердца, чувства. Поломанная семья – разрушенная ячейка государственной жизни. А когда таких ячеек более чем достаточно…?

Многое, очень многое в руках родителей. Как говорится, всех денег все равно не заработаешь, и все дела не переделаешь. Нельзя оставлять детей на информационный произвол, отмахиваться от них. Проще, конечно, дать ребенку гаджет и заниматься своими делами. И ребенок вроде  бы при деле, не пристает. Но при каком он деле? А потом? «Что имеем не храним…» и т.д.

Страшно, очень страшно предстать рано или поздно перед очами Господа и услышать: «А где дети твои? Не знаешь? И я тебя не знаю». Если твоими усилиями (или, напротив, бездействием) разрушена семья, Божественный дар, то никакие успешные проекты, достижения, открытия, достигнутая слава и почести не искупят твою вину перед самыми близкими на земле людьми, которых ты потерял по своей лености, безответственности, равнодушию, а в конечном счете из-за отсутствия любви, которую так щедро дарует нам Господь и которую мы так бездарно расточаем.

В одном из докладов был представлен результат необычного эксперимента. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов «наедине с самим собой», исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет, компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор). Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.  

Психолог, автор эксперимента, хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.

По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

В эксперименте приняли участие 68 подростков – 31 мальчик и 37 девочек. Все родители были предупреждены, заинтересованы и согласились сотрудничать. Из участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ – одна девочка и два мальчика. А остальные? У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые “панические атаки”. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы – тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение “шевеления” волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Получив такие результаты, психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

Понятно, что процесс вовлечения и взрослых людей, и детей в «технопространство» необратим, но сохранить свою внутреннюю свободу при этом дано каждому. Дано от Бога. И все зависит от наших стремлений и наших усилий.

Дмитрий Ветчинкин
Помощник настоятеля по образованию