- Петропавловский собор - https://soborpp.ru -

Начинается Рождественский пост

Начинается Рождественский пост. Он продлится с 28 ноября по 6 января и завершится праздником Рождества Христова. Пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. 

Как обычно и накануне поста, и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос – что можно есть в рождественский пост, в какие дни, большая часть вопросов именно о еде или о не-еде.

Я хочу выразить одну мысль, которая мне кажется в ключе евангельского и святоотеческого учения о посте и воздержании главной, основополагающей. Соблюдать пост – это стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца, и это для каждого из нас Пост № 1.

Стоять на посту у своего сердца – это значит не допускать туда вражеских помыслов злобы, уныния, чревоугодия, печали, гнева и так далее по семи смертным грехам (или основным страстям, разрушающим человека). Не допускаются помыслы вниманием человека к своему духовному миру, молитвой собственной, а также обращением за помощью к Спасителю, к Матери Божией, к Ангелу-хранителю, к своим любимым святым.

Я думаю, что также важно не выпускать из своего сердца те же недобрые помышления, взращенные там внутри нашей безбожной и немолитвенной жизнью, сладчайшим Именем Иисусовым поражая накопленный «ядерный» потенциал всевозможной нечистоты внутри нашей души. Результатом сердечного внимания и противодействия Врагу должно быть чувство покаяния, желание всегда быть с Богом, жить по святым Его заповедям.

Если бы мы открыли в себе любовь ко Христу и жили этой любовью, вся наша жизнь была бы наполнена Им. Тогда и пост, и молитва, и желание причащаться Его Пречистого Тела были бы совершенно естественным явлением нашей жизни. Душа бы желала этого, вожделела бы дышать благодатью и видеть всех и вся глазами Христа.

Блаженны чистые сердцем… Чем более человек очищает свое сердце теми средствами, которые дает ему Церковь, – постом, молитвой церковной и домашней, осознанным участием в Таинствах, благодарным расположением души к Богу, умилением души, как свидетельством принятого Богом покаяния и освобождения от грехов и страстей, тем более он становится восприимчивым к благодати Святого Духа, освящающей желающего этого освящения. Благодати, исцеляющей немощи и восполняющей недостающие и оскудевающие силы в малом человеческом сердце.

Мне кажется, что человек, идущий в пост на исповедь, прежде всего, должен думать о чистоте сердца, о радости жизни по заповедям Христовым, ведь это и есть благодатная жизнь с Ним.
В пост, как на Посту № 1, – стоим на страже сердца, если еще не знаем, как идти за Христом, – учим Его заповеди. Заповеди – это указание пути или даже так – Пути (потому что Христос – Путь, Истина и Жизнь).

Пост – это время покаяния, то есть благодатного изменения своей души, а не просто отчет о «проделанной работе от греха № 1 до греха № 2503». Пост – это время для того, чтобы питаться Словом Божиим – Святым Евангелием, а также Телом и Кровью Спасителя, подаваемым нам в Таинстве Причащения. Христос же просто сказал нам о том – «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56). Ну и самое простое из постной гастрономии, что можно и чего нельзя есть: «Нельзя есть людей!»

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Публикуется в сокращении
www.pravmir.ru