- Петропавловский собор - https://soborpp.ru -

Праздник Святого Богоявления, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

18-19 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в нашем храме были совершены праздничные богослужения и чин великого освящения воды.

ФОТО ПРАЗДНИКА

Накануне, в сочельник, утром 18 января была отслужена Божественная литургия Василия Великого. Особенностью этой литургии в этот день являлось то, что она начиналась с Великой вечерней, в которую входит чтение 13 паремий, каждая из которых имеет непосредственное отношение к истории наступающего праздника.

В сам день праздника в 9 утра была отслужена Божественная литургия. По сложившейся традиции перед началом службы состоялась общая исповедь.

В воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. Среди кающихся почти всегда бывают люди, которые редко исповедываются или пришедшие впервые. Для таких прихожан в нашем храме проходит общая исповедь. После положенных молитв священник читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться (про себя, не в слух). После общего исповедования грехов, каждый по очереди подходит к священнику и если есть что-то добавить к общей исповеди или какой-то из перечисленных грехов особенно хочется сказать, он кается в них и над пришедшим читается разрешительная молитва. Но то, как он кается, только на совести кающегося. Исповедь должна быть обстоятельной для полного очищения души.

По окончании литургии, при пении тропарей «Глас Господень на водах» духовенство собора торжественно вышло в центр храма, где было совершено великое освящение воды.

По окончании Богослужения настоятель храма, иерей Сергий Кармашев, поздравил всех с праздником, пожелал обильной благодати Божией. Говоря о значении святой воды (Великой Агиасмы), как о великой святыне, обратился к прихожанам с просьбой быть благоговейными около мест раздачи воды, напоминая о том, что все желающие смогут ее получить в течении нескольких дней. Что эта вода есть великая святыня, напоминают нам и слова чина освящения. Неслучайно там говорится о причащении святой водой: «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение». Крещенскую воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, для врачевания, благословляет ее пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию.

Настоящим украшением праздника стал духовный концерт пермского хора “Сирень”. Этот концерт стал первым в стенах Петропавловского собора. Коллектив представил прихожанам произведения Бортнянского, Чеснокова, Кастальского, Рахманинова и других композиторов. Хоровое пение было тепло встречено нашими прихожанами.  Пермский коллектив известен высоким уровнем исполнения своих композиций и богатым репертуаром духовной музыки. Низкий поклон и благодарность художественному руководителю хора Елене Ворохобко и всем его участникам. Уверены, что наше сотрудничество перерастет в крепкую дружбу.

В наших праздничных мероприятиях приняли активное участие бойцы студенческих отрядов АНО “Пермское молодежно-студенческое объединение «Урал-сервис». Основной формой деятельности Пермского молодёжно-студенческого объединения является формирование студенческих отрядов проводников для обслуживания летних пассажирских перевозок на пермских поездах дальнего следования. В свое свободное время активные и неравнодушные ребята занимаются волонтерской деятельностью, участвуют в конкурсах и спортивных мероприятиях. В этом году студенческому движению исполняется 50 лет. В проведении праздника нам помогали студенты отрядов “Транзит”, “Дилижанс”, “Олимпия-Сервис”. Благодарим всех ребят помогавшим нашим прихожанам в организации праздника. Уверены, что сегодня положено начало нашей дружбе. Особая благодарность руководителю АНО ПМСО “Урал-Сервис” Шляхову Евгению Анатольевичу.

Событие праздника

Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17Мк. 1: 9–11Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные святками (с 25 декабря по 6 января), составляют одно величественное и душеспасительное торжество. Попразднство Крещения Господня длится восемь дней – с 7 по 14 января.

Канун праздника – 5 января – называется навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления 5 января (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды – еще и после литургии.

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Крещенская вода (Великая Агиасма)

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Великое освящение воды бывает как в сам праздник, так и накануне в крещенский сочельник. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Использованы материалы сайта pravoslavie.ru