- Петропавловский собор - https://soborpp.ru -

Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая

Воскресным днем 22 ноября прихожане собора и жители нашего города вознесли свои молитвы перед одной из святынь нашего храма чудотворным образом Божией Матери именуемым «Скоропослушница». Икона Божией Матери «Скоропослушница»,– напоминает нам, что к образу иконы надо относиться с большим почитанием, ибо она воплощает в себе Первообраз лика, изображенного на нём. Молитвенный труд всегда приносит плоды, но молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» или молитва в тяжкую минуту Самой Скоропослушнице, этой ипостаси Богородицы, будет услышана и исполнена, главное, чтобы она возносилась от всего сердца и с большой и искренней верой, что нас слышат, о нас помнят, нам помогут. Нам остается только – молиться и верить.

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из древнейших икон Богородицы. История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. В Петропавловском соборе города Перми находится Ее уникальный список написанный на Святой Горе Афон в начале ХХ века. Чудотворный образ, который удивительным образом сохранился и дошел до наших дней. Надпись на святом образе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской горе в русской обители св. Иоанна Златоустого при Настоятеле иеросхимонахе Кирилле с братией. 1905».

В начале прошлого столетия келия Свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря принадлежала к числу крупнейших русских келий на Афоне. Павел Троицкий в своей книге «История русских обителей Афона в XIX–XX веках» дает следующую информацию об этой обители и ее настоятеле.

На уединенном холме близ дороги, ведущей из Руссика в Карею и Ватопед, расположена келия Свт. Иоанна Златоуста. Как и многие другие афонские келлии, она была основана в глубокой древности, предположительно при св. Савве Сербском. В древности эта келия была одним из 150 маленьких монастырей, наполнявших Сад Богородицы. При разборке старой церкви была найдена мраморная плита, на которой был указан год построения церкви – 1702. Известны имена русских старцев, населявших в XVIII в. эту келью: иеромонахи Матфей, Нектарий и Анфим, монахи Никифор и Рафаил. В келье спасались русские иноки вместе с сербами и болгарами. До переселения в 1883 г. в обитель иеросхимонаха Кирилла в ней никого не было в течение 18 лет. Когда келью заняли русские, то пришедшая в запустение обитель могла вместить только 25 человек, и помещения скоро оказались слишком малы для умножающегося русского братства. О. Кириллу удалось устроить в этом глухом месте обитель с 90 насельниками. В обители было 9 иеромонахов и 6 иеродиаконов.

Келья Свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря. Фотография начала XX в.Настоятель – иеросхимонах Кирилл, в миру Капитон, родился 26 февраля 1845 г. в станице Мелиховской области Войска Донского в семье урядника Илариона Абрамова. Образование получил в Новочеркасском окружном училище, полный курс которого блестяще окончил в 1860 году. С детства он был воспитан в христианском благочестии своим глубоко религиозным родителем. Больше всего интересовался он чтением житий святых, Пролога и, конечно, книг Святогорца, которые немало русских юношей привели на Афон. Ни труды, ни опасности не пугают юношу. И приехав на Афон со своим  отцом Капитон скоро становится о. Кириллом. 30 июня 1865 г. о. Кирилла рукополагают во иереи. 

В 1882 г. почил престарелый настоятель келлии о. Митрофан, и иеромонах Кирилл занял его место. В России в конце XIX в., как мы помним, была развернута беспрецедентная кампания по борьбе с русскими афонскими келлиотами. Их изображали жуликами, грабящими свой народ. К сожалению, на поводу этих клеветников пошло и правительство. О. Кирилл, как самая заметная личность среди русских келлиотов, был поставлен первым в списке неблагонадежных лиц. Но страшнее всего, что и среди братии нашлись завистники, которые немало пытались повредить своему настоятелю. «„Вблизи своих ищи врагов”, – говорит мудрость народная; так было и с о. Кириллом. Не издалека он нашел завистников и нарекателей, но среди насельников, а чрез них уже и извне».

Келлья о. Кирилла названа в «Церковном Вестнике» «памятником русского патриотизма на Св. Горе. Обладая хорошо организованной школой иконописания, она во множестве распространяет плоды своего труда по России и, близко приняв к сердцу потребность Сибири в благоустроении ее церковной жизни по линии великого железнодорожного пути, пожертвовала несколько ценных икон для устрояющихся там церквей и школ, за что получила высочайшую благодарность чрез посредство сибирского комитета…»