Причастие
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком»
Ин. 10:10
Осмысление Таинства Причащения.
Христиане исповедают веру не в абстрактное божество, а в Богочеловека, то есть в Бога, воспринявшего на Себя человеческую природу. Поэтому единение с Богом и наша принадлежность к Церкви выявляется не только в молитве, но и в совместном участии в Литургии, в причащении Телу и Крови Господа Иисуса Христа (слово «Литургия» означает «общее дело»).
Церковь есть Тело Христово, а Евхаристия («благодарение», второе название Литургии) есть главное Таинство Церкви, то, ради чего Церковь существует и создана Господом.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, так и Господь захотел соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему, стали «сотелесными» Христу, а вместе с тем и сотелесными друг другу – единокровными братьями и сестрами во Христе.
В Евхаристии не только хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, но и сам причащающийся человек становится частью Богочеловеческого организма Церкви, обновляется, освобождается от груза грехов и просвещается Божественным светом.
Вне Евхаристии нет ни спасения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности:
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).
Поэтому святые отцы советовали христианам не уклоняться от Евхаристии и регулярно причащаться.
Кто может причащаться?
Человек никогда не бывает достоин этого великого Таинства, потому что все люди – грешны. Но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и уподоблялись Богу.
Причащаться могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви (согласно Символу веры).
Приступая к Святой Чаше без понимания сути происходящего на Литургии (т.е. без веры в приобщение Телу и Крови Христа), без стремления исправить свою жизнь или во вражде с ближними, человек лишь отдалит себя от спасения:
«Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30).
Подготовка к Причащению.
Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству, приобрел чувство жажды Бога, невозможности жизни без Христа, чтобы он осознал свою греховность и покаялся.
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и греховных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в чтении Евангелия и молитве.
Перед Причастием по уставу Церкви положено соблюдать пост. Человек, который только начинает церковную жизнь, может в беседе со священником определить для себя посильную меру поста.
Причащаться принято натощак, т.е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или пития. Страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своего недуга.
Приём жизненно необходимых лекарственных средств и гигиенические процедуры не препятствуют Причащению.
Телесная чистота.
Накануне Причащения необходимо воздержаться от супружеских отношений. Согласно церковным правилам женщинам не следует причащаться во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.
Во избежание загрязнения церковных святынь женщинам не следует причащаться, прикладываться к иконам с накрашенными губами.
Исповедь.
Перед Таинством Причащения необходимо исповедаться Богу в присутствии священника, не утаивая ни одного содеянного греха, и имея искреннее намерение исправиться.
Правильнее исповедаться накануне Причастия во время вечернего богослужения. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.
Участие в богослужении и домашняя молитва.
Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому, больше и усерднее молиться дома. Накануне Причащения принято посещать вечернее богослужение.
Молитвенное правило накануне причастия обычно включает в себя Последование ко Святому Причащению (оно находится в Православном молитвослове).
Существует, кроме того, благочестивая традиция молитвенного чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.
Как себя вести?
Перед Причащением и во время Причащения:
Вскоре после пения «Отче наш» на Литургии, ещё до открытия царских врат, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров, совершающегося при возгласе
«Со страхом Божием и верою приступите».
При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, следует заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно её не толкнуть. Подойдя к Чаше, необходимо внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же скушать.
После Святого Причащения:
Приняв Святые Тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, следует тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить «теплотой». До окончания Литургии из храма уходить не принято. После этого нужно в храме выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Причащения (впрочем, как и в любой другой день должен вести себя христианин) следует вести себя благоговейно и благочинно, нужно стремиться быть в трезвении, воздержании и немногословии дабы не потерять через суету благодать Божию.
Евхаристия
Евхаристия (греч. благодарение) или Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:10). Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
В Литургии Церковь благодарит Бога за всю историю спасения: за творение мира, пришествие Христа, дар будущего Царства, за радость литургического собрания. Это благодарение охватывает прошлое, настоящее и будущее. Епископ или священник от лица всей собравшейся общины благодарит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния, бывшие на нас». Это благодарность за то, что каждая литургия – предвосхищение радостного пира (см. Откр.19:6-9), на который каждый из нас получил приглашение в момент своего крещения.
Можно привести богомудрые слова святых Иоанна Дамаскина и Феодора Студита: «Святая Литургия есть повторение совокупного человеческого домостроительства спасения». И это лучше всего выражается в конце Литургии святителя Василия Великого: «…исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, твоего смотрения таинство».