- Петропавловский собор - https://soborpp.ru -

Великомученик Евстафий Плакида – покровитель города Перми

3 октября Православная Церковь совершает память дивного святого и покровителя города Перми, великомученика Евстафия Плакиды. Мало кто знает, что этот святой тесно связан с историей нашего города и первым его храмом – Петропавловским собором.

Среди особо почитаемых в народе христианских святых выделяется целый сонм воинов. Александр Невский, Дмитрий Донской, Илья Муромец, Федор Ушаков. А еще Георгий Победоносец, Федор Стратилат, Дмитрий Солунский, 40 Севастийских мучеников. Только одной профессиональной привилегией обладали они: возможностью умереть за Отчизну. Закончить свою жизнь «на работе» в любое мгновение было для воина обычным делом. И, может быть, ожиданием. Поэтому все, что касается жизни, смерти и бессмертия переживалось этими будущими прославленными святыми более остро, выпукло по сравнению с людьми мирных профессий.

Плакида, римский полководец времен императора Траяна не был христианином. Но старался жить благочестиво, вместе со своей женой, вместе со своими сыновьями, что им вполне удавалось. Это старание было вознаграждено Богом: весь дом воина был крещен в христианскую веру. Глава семьи получил в крещении христианское имя Евстафий. И было предсказано Господом, что Евстафию с семьей много предстоит пострадать, но все можно претерпеть и прийти ко спасению, лишь стоит хранить веру.

А далее… Жизнь как невероятный сказочный сюжет: сознательная утрата привилегированного положения римского полководца, бегство на чужбину, полная нищета, потеря семьи, рабский труд для пропитания, возврат к своему ремеслу воина, чудесное обретение семьи «в целости и сохранности». А далее – отказ от языческих жертвоприношений, и принятие всей семьей великих мучений и смерти за Христа, тоже сопровождавшихся чудесами.

Великомученик Евстафий Плакида со своей семьей весьма почитаем на Западе и православном Востоке. Может быть, он менее известен в современной России.

К сожалению, в Перми не достаточно чтут этого святого, а многие и не знают, что он является покровителем нашего города.

Существует легенда, которая гласит: “Когда на месте города Перми шумели леса, когда еще только в проекте был Егошихинский медеплавильный завод, одному крестьянину деревни Горки было чудное видение. Перед ним предстал воин с мечом в золотых доспехах с венцом на голове и показав дланью на расстилавшуюся перед ним живописную долину, обрамленную лентой Камы, воскликнул, что здесь милостью Божией вырастет большой город.”

В летописи священника Гавриила Сапожникова также встречается упоминание: «который праздник начат … за несколько лет до построения завода в деревне, называемой Горы, которая стоит за речкой Егошихой, от устья ее в одной версте с половиной, над рекой Камой. В оной деревне, поселившиеся крестьяне … по причине явления одному из них Святому Великомученику Евстафию на оной горе, в расстоянии от речки Егошихи, в одной версте при окончании на гору дороги, где было явление … поставили столб и при нем образ великомученика и начали каждый год к оному образу собираться окружные поселяне на 20 число сентября, а как в заводе была построена церковь, то и перенесен был  оный образ в тую и учредили праздновать повсегодно при оной».(Пермский летописец священника Гавриила Сапожникова. // Известия Пермского Епархиального Церковно-Археологического общества. – Вып. 1. – Пермь, 1915. – С. 43-44.)

В память о святом левый придел в Петропавловском соборе исторически посвящен великомученику Евстафию (единственный храм в г. Перми).

До революции ежегодно, в день памяти святого, жители Перми собирались в Петропавловском соборе. По окончании божественной литургии шли крестным ходом к месту явления вмч. Евстафия Плакиды. 

Житие

Знатный и добродетельный стратилат (полководец) Плакида жил во время правления императора Траяна в Риме. Он и его жена Татиана ещё будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитывали двух сыновей, чьи языческие имена нам не известны.

Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами которого блистал крест с изображением Распятия. Заговорив человеческим голосом, олень открыл Плакиде, что через образ животного тому явился Иисус Христос, Которого Плакида, делая добрые дела, почитал, сам того не ведая. Таким образом Господь решил обратить стратилата в истинную веру, и Плакида тайно крестился вместе со всей семьёй у некоего иерея Иоанна.

При крещении Плакида получил имя Евстафий (с греческого “твердостоящий”), его жена была наречена Феопистией (с греческого “боговерная”), старшего сына назвали Агапием (от греческого “жертвенная любовь”), а младшего Феопистом.

На следующий день Евстафий отправился на то место, где он встретил оленя, и Господь открыл ему, что, подобно страдальцу Иову, ему надлежит быть готовым ко многим бедам, но если, невзирая ни на что, он сохранит веру и преодолеет диавольские искушения, то получит спасение.

Когда в доме Евстафия Плакиды начался мор, он принял предсказанную Господом напасть со смирением. Вместе с женой и сыновьями Евстафий покинул дом, бросив имущество, и бежал в Египет. Когда семья села на корабль, Евстафий не имел денег, чтобы заплатить судовладельцу, за переезд, тот забрал жену Евстафия, сам же Евстафий сошел с сыновьями на берег. На переправе через реку лев схватил одного ребенка и скрылся, а волк унес другого мальчика. Евстафий Плакида был близок к отчаянию, думая, что дети его погибли, но их спасли и взяли на воспитание жители ближнего селения.

После произошедшего Евстафий не возроптал на Бога и прожил в одиночестве 15 лет, зарабатывая на пропитание поденной работой и охраной посевов. В это время иноплеменники начали войну с Римской империей и завоевали много областей. Озабоченный этим император вспомнил храброго полководца Плакиду, о котором давно не было никаких известий. Готовясь к войне с варварами, император поручил воинам Антиоху и Акакию, служившим под началом Плакиды, разыскать его. Обойдя многие страны и достигнув селения, где жил стратилат, воины встретили его и, не узнав, стали расспрашивать о Плакиде. Евстафий хотел скрыть от них, кто он. Но воины узнали его по шраму на шее. Они вручили ему послание императора, и Евстафий вместе с ними отправился на родину. Он рассказал императору обо всем, что случилось с ним на чужбине. Тот попросил Евстафия быть, как и прежде, стратилатом. Евстафий согласился, принял от него меч и отдал приказ набирать новобранцев для войны с варварами. Жители селения, где воспитывались сыновья полководца, отправили их в армию как чужеземцев. Евстафий, заметив рослых и красивых юношей, взял их в свою охрану. Ведомый Провидением, он отправился с войском в ту страну, где жила его жена, которая благополучно спаслась от посягательств владельца корабля и с тех пор стерегла сады местных жителей. Шатер стратилата оказался рядом с хижиной его жены. Феопистия случайно услышала разговор юношей в соседней палатке, которые вспоминали о раннем детстве, об отце с матерью, и поняла, что они ее сыновья, а те в свою очередь – что они родные братья. Тогда Феопистия пришла к стратилату и рассказала ему свою историю. Заметив у него на шее шрам, она узнала мужа. Евстафий обрадовался, найдя любимую супругу, которую считал погибшей. Тогда жена пересказала ему разговор юношей. Стратилат призвал их к себе и, расспросив, убедился в том, что они – его дети. После победы над варварами Евстафий устроил праздник, прославляя Господа. Он возвратился с семьей на родину и узнал, что вместо умершего Траяна императором стал Адриан.

Когда Евстафий отказался совершить жертвоприношения в языческом храме, император Адриан лишил его всех почестей и повелел отдать всю семью на съедение льву. Но лев не тронул их. Адриан, видя это чудо, приказал раскалить медного быка и бросить в его чрево полководца с семьей. По молитве святых Господь обратил жар в прохладу, и они мирно скончались, воспевая хвалу Богу. Когда через три дня император Адриан приказал открыть медного быка, все увидели, что тела святых мучеников остались невредимыми и сверкали, подобно снегу. Многие язычники, ставшие свидетелями этого чуда, приняли крещение. Христиане выкрали тела мучеников и тайно похоронили их.

Почитание Евстафия Плакиды, его жены и сыновей широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Существует версия, что почитание этого святого зародилось на Востоке и оттуда проникло в Рим. Этим объясняется появление большого количества изображений Евстафия Плакиды в Каппадокии и Грузии уже с VI-VII веков.

На православном Востоке память Евстафия Плакиды и его семьи праздновалась 20 сентября (3 октября), на Западе – 20 сентября (3 октября) или в первых числах ноября. На Западе Евстафий Плакида входил в группу так называемых «четырнадцати святых помощников». Его жизнеописание пользовалось большой популярностью, было переведено на старофранцузский, италальянский, испанский, английский, немецкий и ирландский языки. Евстафия Плакиду стали считать покровителем г. Мадрида.

Святому великомученику Евстафию посвящена церковь Эртацминда в Восточной Грузии. Предполагают, что название села произошло от искаженного грузинского «эстатецминда» (святой Евстафий). Он является небесным покровителем потомков грузинского царя-мученика Луарсаба II и грузинского полководца великого моурави Георгия Саакадзе: летом 1609 г. грузинские войска в битве в Цхиретской долине близ села Эртацминда разгромили турок, эту победу связали с заступничеством Евстафия Плакиды, и «знамя победы водрузили перед иконой святого».

Евстафия Плакиду почитали на Руси как воина-великомученика, как «княжеского» и «царского» святого. Образы русских князей и римского стратилата объединяли такие черты, как отказ от язычества, высокое общественное положение, военные заслуги, а также милость к страждущим.

Святый великомучениче Евстафие, моли Бога о нас!