В нашем соборе был совершен чин первой пассии.
133 просмотров
“Пассия – одна самых любимых народом служб. Она входит в сокровищницу молитвенного наследия вместе с Каноном Андрея Критского, Последованием Страстей Христовых и Марииным стоянием. Эти четыре минорные службы относятся к величию и радости Пасхи, как ключ к замку. Пасха была намного беднее, если бы не было этих печальных, проникновенных и умилительных служб, открывающих человеку глубину Любви Бога к Своему творению.”
священник Константин Камышанов
Впервые совершение пассий было одобрено Собором Киевской митрополии, в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. А уже В 1702 году чин пассии появился в печатном варианте в Киево-Печерской лавре. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал постоянной составляющей чинопоследования пассии.
Обычай совершат пассию в составе вечернего воскресного богослужения в дни Великого Поста установился в годы гонений и сегодня он наиболее распространен в Русской Православной Церкви.
Пáссия официально стала элементом богослужения Русской Православной Церкви. Такое решение принял Священный Синод 30 мая 2019.
Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья) Великого Поста, За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа, по две главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.
Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти ГосподаТакже исполняется прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.