Великое повечерие с пением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского
216 просмотров
Душа моя, восстань
Итак, я вступил на поприще Великого Поста. Зачем? Отдать свой «религиозный долг»? То есть, выстоять несколько длительных, изматывающих постовых служб, несколько ограничить себя в пище, один, а, может быть, и не один раз подойти под епитрахиль: «Я согрешил!»? А далее расслабиться и восхищаться собственной благопристойностью?
А к кому все-таки обращено гневно-обличительное слово пророка Исайи, которое звучит на первом же богослужении Великого Поста (рекомендуется прочитать в синодальном переводе). К древним иудеям? Но их давно уже нет. Зачем его тогда зачитывать?
Увы, оно обращено ко мне. И воспринимать эту истину как-то не хочется. Ведь я пощусь по средам и пятницам, жертвую на записки и свечи, исповедаюсь и причащаюсь даже иногда. Я ведь просвещен светом Христовой веры!
Но поэтому и спрос с тебя другой! Ты получил при Крещении дары гораздо большие, чем в свое время Адам. И ты их растерял! По глупости, безответственности, самонадеянности.
А я этого, увы, не понимаю. Не чувствую, не ощущаю всей бездны греха, его необъятности. Все кажется так легонько, маленько, чуть-чуть подправить там-сям. Место в Царстве забронировано …
И вот Великий Пост, как ведро холодной воды льется (не спеша) на мутную голову, чтобы разогнать спячку, продрать глаза, увидеть, где ты на самом деле, ужаснуться открывшейся неприглядности, и попытаться что-то изменить. Конечно, в самом себе (покаяние по гречески «метанойя» – изменение ума).
«Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».
И по милости Божией нам завещан отцами Церкви «инструмент», который должен способствовать нам в этом наиважнейшем (!) деле. Это наше великопостное Богослужение. А «камертон» его – Великий покаянный канон Андрея Критского; разделенный на 4 части, он звучит на вечернем Богослужении в первые четыре дня Великого поста.
В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый из них завершается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Великий канон – покаянный плач, раскрывающий перед нами всю глубину греха, его необъятность, где перемежаются отчаяние, раскаяние, надежда, разлука с Богом, тоска по Нему. Лейтмотив канона – покаяние, как единственное средство снова соединиться с Богом.
В каноне переплетаются сюжеты ветхозаветной и новозаветной истории, от грехопадения первых людей до воплощения и земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Притом события священной истории явлены как события моей жизни, трагедия греха – как моя личная трагедия, дела Божии – как дела, касающиеся лично меня и моего спасения. А все повествование канона ведется от моего «я».
«С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?».
«Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…».
«Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…».
Хочу я этого или не хочу, но я живу в библейской истории. А это история греха, покаяния и прощения.
«Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося».
Автор: помощник настоятеля по образованию Дмитрий Ветчинкин